Ваш браузер устарел и имеет проблемы с безопасностью. Он также может не поддерживать некоторые функции данного вебсайта или других вебсайтов. Пожалуйста, обновите ваш браузер, чтобы иметь доступ ко всем функциям этого вебсайта.

Антикоррупционная политика

1. Общие положения

1.1. Введение

Антикоррупционная политика АО «ЧЭАЗ» (далее – Антикоррупционная политика) является основополагающим документом АО «ЧЭАЗ» и его дочерних обществ в области противодействия коррупции, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику, противодействие и пресечение коррупционных правонарушений.

Телефон горячей линии

О коррупции вы можете сообщить по специальному телефону горячей линии: (8352) 39-55-05


Приказ об организации работы по антикоррупционной политике АО «ЧЭАЗ» (14 мб.)

Антикоррупционная политика подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции), Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее – Методические рекомендации), разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Рекомендациями по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации (далее - Рекомендации), утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции настоящая Антикоррупционная политика определяет подразделения, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; порядок сотрудничества с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции; меры по разработке и внедрению в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы; принятию кодекса этики и служебного поведения работников; предотвращению и урегулированию конфликта интересов; недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

АО «ЧЭАЗ» и его дочерние общества следуют антикоррупционным стандартам, нацеленным на ведение открытого и честного бизнеса, и содействуют тому, чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления не только были наказаны по закону, но и сопровождались общественным осуждением и неприятием коррупции как опасного социального порока.

АО «ЧЭАЗ» присоединилось к Антикоррупционной хартии российского бизнеса, утвержденной 21 сентября 2012 г. Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России».

1.2. Понятия и определения

Антикоррупционная политика - комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и противодействие коррупции в АО «ЧЭАЗ» в виде единого основополагающего документа.

Антикоррупционные обязательства – добровольное согласие соблюдать и исполнять принципы, требования Антикоррупционной политики, в том числе обязанность не совершать коррупционные и иные правонарушения, представить полную и достоверную информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров, в том числе конечных, а также о составе исполнительных органов с приложением подтверждающих документов.

Антикоррупционная оговорка - раздел договоров, соглашений, контрактов АО «ЧЭАЗ», декларирующий проведение АО «ЧЭАЗ» Антикоррупционной политики и не допускающий совершения коррупционных и иных правонарушений.

Антикоррупционный стандарт - единая система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции.

Антикоррупционный мониторинг - сбор, анализ и обобщение реализуемых в АО «ЧЭАЗ» мер в области предупреждения и противодействия коррупции, осуществляемый с целью обеспечения оценки эффективности указанных мер, оценки и прогноза коррупционных факторов и сигналов; анализа и оценки данных, полученных в результате наблюдения; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.

Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Злоупотребление полномочиями - использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (статья 201 УК РФ).

Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) (статья 204 УК РФ).

Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает или намерена вступить в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Комплаенс - обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника ЧЭАЗ влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Коррупционное правонарушение - злоупотребление полномочиями, злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение взятки, мелкое взяточничество, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (полномочий) вопреки законным интересам общества, государства, организации в целях получения выгоды (преимуществ) для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

Коррупционный риск - возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения;

Коррупционная схема - выстроенный по определенному сценарию механизм использования работником полномочий в личных целях или в интересах третьих лиц (наиболее вероятный способ совершения коррупционного правонарушения).

Личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) работником АО «ЧЭАЗ» и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, гражданами или организациями, с которыми работник АО «ЧЭАЗ» и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Лица, состоящие в близком родстве или свойстве с руководителем/работником - Родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Оценка коррупционных рисков - общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции - деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

1.3. Сокращения

АО «ЧЭАЗ» - акционерное общество «Чебоксарский электроаппаратный завод».

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации.

Директор по безопасности - должностное лицо ЧЭАЗ, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции, реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики.

Дочернее общество - хозяйственное общество, в котором АО «ЧЭАЗ» в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Отдел экономической безопасности (ОЭБ) – структурное подразделение, находящееся в подчинении директора по безопасности и ответственное за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции, реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики.

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации.

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации.

ЧЭАЗ – АО «ЧЭАЗ» и его дочерние общества.

1.4. Правовая основа Антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика ЧЭАЗ разработана в соответствии с:

1. Международными правовыми стандартами:

- Конвенцией ООН против коррупции, принятой 31.10.2003 резолюцией 58/4 на 58й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ;

- Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию, принятой Советом Европы 27.01.1999 и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ;

- Конвенцией по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных коммерческих сделок, принятой 21.11.1997 и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 01.02.2012 № 3-ФЗ.

2. Нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Трудовым кодексом Российской Федерации;

- Уголовным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

- Указом Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции»;

- Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы»;

- постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;

- иными нормативными правовыми актами в области предупреждения и противодействия коррупции.

3. Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Министерством труда и социальной защиты России, утвержденными 8 ноября 2013 г.

4. Рекомендациями по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

5. Антикоррупционной хартией российского бизнеса, утвержденной 21 сентября 2012 г. Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России».

6. Уставом АО «ЧЭАЗ».

 2. Принципы, цели и задачи и Антикоррупционной политики

2.1. Принципы Антикоррупционной политики:

- соответствие Антикоррупционной политики действующему законодательству и общепринятым нормам;

- соблюдение законных прав и интересов, защита деловой репутации работников, партнеров, контрагентов и иных лиц, соблюдение режима коммерческой тайны при осуществлении антикоррупционных мероприятий;

- личный пример руководства при формировании культуры нетерпимости к коррупции и создании внутриорганизационной системы предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции;

- вовлеченность работников: информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;

- соразмерность антикоррупционных процедур величине возможного ущерба и вероятности реализации коррупционного риска в деятельности ЧЭАЗ;

- эффективность антикоррупционных процедур: проведение антикоррупционных мероприятий, которые обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат;

- ответственность и неотвратимость наказания для работников ЧЭАЗ вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением ими трудовых обязанностей;

- открытость ведения бизнеса: информирование партнеров, контрагентов, и общественности о принятых в ЧЭАЗ антикоррупционных стандартов ведения бизнеса;

- постоянный контроль и регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроль их исполнения.

2.2. Цели Антикоррупционной политики

Цель - единый подход к реализации требований статьи 13.3. Закона о противодействии коррупции, касающихся обязанности ЧЭАЗ по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции: выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений; минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных и иных правонарушений.

Антикоррупционная политика является основополагающим документом ЧЭАЗ в области противодействия коррупции и содержит комплекс взаимосвязанных принципов и процедур, предусмотренных статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции, конкретных мероприятий, предусмотренных актом официального толкования - Методическими рекомендациями Минтруда.

Антикоррупционная политика является элементом системы внутреннего контроля и управления рисками АО «ЧЭАЗ», предусматривающим комплекс мер, направленных на недопущение коррупции, снижающих коррупционные и репутационные риски, а также риски применения к АО «ЧЭАЗ» мер ответственности за подкуп должностных лиц.

2.3. Задачи Антикоррупционной политики:

- определить ключевые направления по реализации требований статьи 13.3. Закона о противодействии коррупции;

- создать эффективный и исполнительный механизмы реализации мер по профилактике и противодействию коррупции (включая программу антикоррупционных мероприятий);

- закрепить требования и ограничения при взаимодействии с государственными органами, в компетенцию которых входят вопросы противодействия коррупции;

- предупредить коррупционные и иные правонарушения, обеспечить ответственность;

- сформировать у акционеров, партнеров, контрагентов, членов органов управления и контроля, у работников ясное понимание позиции ЧЭАЗ о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

- минимизировать риски вовлечения ЧЭАЗ в коррупционную деятельность.

 3. Область применения и круг лиц, подпадающих под действие Антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика распространяет свое действие на всех работников ЧЭАЗ, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

Область применения Антикоррупционной политика распространяется также на контрагентов ЧЭАЗ и иных лиц в силу взаимных обязательств между ними и ЧЭАЗ, в том числе, Антикоррупционных обязательств и иных антикоррупционных соглашений.

АО «ЧЭАЗ» в пределах своей компетенции, а также в соответствии с действующей в ЧЭАЗ системой корпоративного управления инициирует внедрение в дочерних компаниях собственных антикоррупционных политик, аналогичных настоящей, а также прилагает разумно возможные усилия, чтобы основополагающие принципы и требования Антикоррупционной политики соблюдались в совместных предприятиях, обществах и объединениях, где участвует ЧЭАЗ.

 4. Обязанности работников, связанные с предупреждением и профилактикой коррупции

Для работников ЧЭАЗ устанавливаются обязанности, связанные с предупреждением и профилактикой коррупции, в частности:

- воздерживаться от совершения и/или участия в совершении действий, которые могут быть восприняты как коррупционные, в своих интересах или от имени ЧЭАЗ;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционных и иных правонарушений в своих интересах или от имени ЧЭАЗ;

- незамедлительно информировать генерального директора, директора по безопасности и ОЭБ о случаях склонения работника к совершению коррупционных и иных правонарушений;

- незамедлительно информировать генерального директора, директора по безопасности и ОЭБ о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных и иных правонарушений другими работниками, партнерами, контрагентами или иными лицами;

- сообщить, по подчиненности, генеральному директору, директору по безопасности, в ОЭБ или ОВА о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

 5. Антикоррупционные мероприятия, стандарты и процедуры

5.1. Меры по предупреждению коррупции в деятельности ЧЭАЗ:

- закрепление функционала структурных подразделений, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- разработка и внедрение в практику комплекса стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы;

- принятие кодекса этики и должностного поведения работников;

- выявление и оценка коррупционных рисков;

- разработка и применение мер реагирования на коррупционные риски;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;

- недопущение случаев недостоверной отчетности и использования поддельных документов.

5.2. Закрепление функционала подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и предупреждение коррупции

5.2.1. Совет директоров АО «ЧЭАЗ», генеральный директор АО «ЧЭАЗ» и единоличные исполнительные органы дочерних организаций, директор по безопасности и подчиненные ему структурные подразделения обеспечивают соблюдение основополагающих принципов, задач и требований, реализацию направлений настоящей Антикоррупционной политики в ЧЭАЗ и осуществляют контроль за эффективной реализацией Антикоррупционной политики.

5.2.2. Совет директоров АО «ЧЭАЗ»:

- определяет ключевые стратегические направления Антикоррупционной политики;

- утверждает внутренний документ ЧЭАЗ - Антикоррупционную политику;

- контролирует результаты внедрения и применения Антикоррупционной политики;

- определяет основные принципы и подходы к организации в ЧЭАЗ процессов управления коррупционными рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции;

5.2.3 Генеральный директор АО «ЧЭАЗ»:

- утверждает перечень коррупционных рисков с указанием владельцев коррупционных рисков (руководителей блоков и структурных подразделений АО «ЧЭАЗ»);

- для реализации вышеуказанных принципов и подходов осуществляет общий контроль за их внедрением, дисциплиной исполнения и операционной эффективностью, а также принимает все меры, возможные в пределах полномочий, для того, чтобы убедиться, что этот процесс соответствует определенным Советом директоров принципам и подходам к ее организации;

- отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных процедур, их внедрение и контроль;

5.2.4. Директор по безопасности, ответственный за противодействие коррупции в АО «ЧЭАЗ», наделяется полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий, в том числе, в отношении лиц, занимающих руководящие должности в ЧЭАЗ, а также обеспечение необходимыми кадровыми и техническими ресурсами.

5.2.5. Директор по безопасности, ответственный за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции в ЧЭАЗ организует ежегодное проведение анализа соблюдения Антикоррупционной политики и практики ее применения, по результатам которого информирует генерального директора.

5.2.6. Подразделение АО «ЧЭАЗ», ответственное за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции:

- проводит мероприятия, направленные на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики;

- проводит контрольные мероприятия, направленные на выявление коррупционных и иных правонарушений;

- организовывают проведение оценки коррупционных рисков;

- организовывает проведение антикоррупционной экспертизы организационно-распорядительных документов, документов СМК и их проектов;

- рассматривает сообщения о случаях склонения работников к совершению коррупционных и иных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о возможных фактах совершения коррупционных и иных правонарушений работниками, партнерами, контрагентами ЧЭАЗ или иными лицами;

- организовывает обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуальное консультирование работников;

- организовывает повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям;

- оказывает содействие уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности ЧЭАЗ по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

- оказывает содействие уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

- проводит оценку результатов антикоррупционной работы и подготовку соответствующих отчетных материалов руководству организации;

- осуществляют деятельность по предупреждению и противодействию коррупционным и иным правонарушениям, конфликту интересов;

- разрабатывает антикоррупционные стандарты и оказывает методическую помощь в реализации мероприятий по противодействию и профилактике коррупции и правовому просвещению работников;

- координирует деятельность структурных подразделений в области реализации Антикоррупционной политики;

- принимает участие в проведении саммитов, научно-практических семинаров, конференций российского и международного уровня в сфере противодействия и профилактики коррупции;

- осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, научными и образовательными организациями и учреждениями в сфере противодействия и профилактики коррупции;

- организует и осуществляет мониторинг российского, применимого зарубежного и международного антикоррупционного законодательства и отслеживает вносимые в них изменения, а также релевантной судебной практики;

- проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения принципов настоящей Антикоррупционной политики, составляет отчеты по результатам проведенных проверок;

- осуществляет разработку локальных нормативных актов в сфере противодействия и профилактики коррупции и инициирует актуализацию документов в связи с изменением антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

5.2.7. Структурное подразделение, ответственное за внутренний аудит:

- проводит проверки соблюдения ЧЭАЗ, членами исполнительных органов и работниками ЧЭАЗ положений законодательства и внутренних документов, касающихся реализации мероприятий по противодействию и профилактике коррупции;

- осуществляет независимую и объективную оценку эффективности процесса управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции, разрабатывает рекомендации по повышению его надежности и эффективности и представляет результаты оценки Совету директоров и генеральному директору АО «ЧЭАЗ»;

- участвует в рассмотрении обращений по фактам коррупции, в т.ч. поступивших через систему конфиденциального информирования;

- осуществляет оценку ситуации при возникновении конфликта интересов или возможности возникновения конфликта интересов.

5.2.8. Структурное подразделение, ответственное за организацию документооборота:

- организует прием, регистрацию, первичное рассмотрение, распределение поступающих уведомлений работников о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, представляет их генеральному директору и директору по безопасности.

5.2.9. Структурные подразделения ЧЭАЗ в процессе реализации мер по предупреждению и противодействию коррупции оказывают содействие директору по безопасности и подчиненным ему структурным подразделениям в реализации мероприятий Антикоррупционной политики.

5.3. Организация процесса управления коррупционными рисками

5.3.1. С целью обеспечения единого подхода ЧЭАЗ к разработке и внедрению мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, в соответствии с общекорпоративной системой управления рисками, организуются процессы управления коррупционными рисками.

5.3.2. Общий подход к выявлению и оценке коррупционных рисков должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить своевременное и полное выявление, точную оценку коррупционных рисков.

5.3.3. Установлен следующий порядок процесса организации управления коррупционными рисками:

- описание рисков (разработка паспортов и реестров коррупционных рисков АО «ЧЭАЗ»);

- оценка коррупционных рисков;

- формирование карты коррупционных рисков;

- идентификация рисков (определение областей (процессов, направлений деятельности) и деловых операций, подверженных коррупционным рискам, формирование перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском);

- разработка комплекса мер по устранению и минимизации коррупционных рисков;

- установление специальных антикоррупционных процедур и требований, включая регулярное заполнение декларации о конфликте интересов;

- оценка эффективности и контроль существующих мероприятий по минимизации коррупционных рисков;

- разработка новых и совершенствование существующих мероприятий по минимизации коррупционных рисков.

5.3.4. При проверке общекорпоративной системы управления рисками осуществляется регулярная оценка эффективности процесса управления коррупционными рисками в соответствии с Политикой управления рисками ЧЭАЗ.

5.4. Организация процесса внутреннего контроля в области профилактики и предупреждения коррупции

В целях обеспечения эффективности и результативности деятельности, сохранности активов, соблюдения применимых к АО «ЧЭАЗ» требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов, обеспечения достоверности и своевременности финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности ЧЭАЗ при осуществлении мероприятий внутреннего контроля и проведении внутреннего аудита ответственные должностные лица и подразделения осуществляют:

5.4.1. проверку соблюдения организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

5.4.2. проверку экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах с высоким коррупционным риском;

5.4.3. проверку организации работы по профилактике коррупции, соблюдению требований законодательства Российской Федерации, международного законодательства о противодействии коррупции в ЧЭАЗ;

5.4.4. оценку эффективности существующих мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции;

5.4.5. разработку новых или совершенствование существующих мероприятий по противодействию коррупции.

5.5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

С целью ограничения влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения, ЧЭАЗ осуществляет меры по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов:

5.5.1. Разрабатывает и принимает внутренние документы, устанавливающие порядок выявления и урегулирования ситуаций конфликта интересов, возникающих у работников ЧЭАЗ в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, порядок уведомления работодателя о возникновении личной заинтересованности.

5.5.2. Доводит до сведения всех работников о принятии указанных документов и об обязательности выполнения ими содержащихся в них требований.

5.5.3. Руководствуется следующими принципами при выполнении работы по управлению конфликтом интересов:

- обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

- соблюдение баланса интересов ЧЭАЗ и их работников при урегулировании конфликта интересов;

- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов.

5.5.4. Устанавливает обязанности для работников ЧЭАЗ:

- при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами ЧЭАЗ;

- избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов, в том числе, сообщать о возникновении конфликта интересов и заполнять декларации о конфликте интересов;

- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

5.5.5. Устанавливает различные виды раскрытия конфликта интересов: при приеме на работу, при назначении на новую должность, по мере возникновения ситуаций конфликта интересов, в ходе проведения аттестаций на соблюдение этических норм ведения бизнеса.

5.5.6. Определяет лиц, ответственных за прием сведений о возникающих конфликтах интересов.

5.5.7. Устанавливает запрет на заключение договоров с лицами, в отношение которых установлено наличие конфликта интересов, аффилированности и иных злоупотреблений.

5.5.8. Устанавливают способы разрешения конфликта интересов.

5.5.9. Определяют типовые ситуации пред/конфликта интересов.

5.5.10. Обеспечивают функционирование комиссий по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов.

5.6. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы

ЧЭАЗ обеспечивает внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру ЧЭАЗ и в этой связи:

5.6.1. Разрабатывает и принимает кодексы этики и должностного поведения работников ЧЭАЗ, которые определяют:

- общие ценности и принципы ЧЭАЗ;

- конкретные правила и стандарты поведения работников, затрагивающие общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников.

5.6.3. Руководствуется принципами честности и объективности при формировании кадрового (в том числе, руководящего) состава:

- работники назначаются или переводятся на вышестоящие должности только исходя из деловых качеств;

5.6.4. Признает обмен подарками с деловыми партнерами как неотъемлемую часть деловой этики, если данные действия носят открытый характер, соответствуют общепринятым нормам делового этикета, требованиям законодательства Российской Федерации и внутренним организационно-распорядительным документам, а также не создают риска деловой репутации для АО «ЧЭАЗ» и его работников.

5.6.5. Устанавливает обязанность уведомления работниками АО «ЧЭАЗ» обо всех случаях получения ими делового подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей своего непосредственного руководителя.

5.6.6. Устанавливает запрет на дарение работниками АО «ЧЭАЗ» деловых подарков в виде наличных или безналичных денежных средств, ценных бумаг, ювелирных украшений и других предметов роскоши.

5.6.7. Осуществляет благотворительную и спонсорскую деятельность самостоятельно или через своих работников на основе принципа прозрачности, не преследуя цели получения или сохранения преимущества в коммерческой деятельности, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренних организационно-распорядительных документов.

5.7 Рассмотрение и проверка сведений о возможных фактах коррупции

5.7.1. В целях поддержания высокого уровня доверия, формирования культуры прозрачности и открытости, выявления фактов неэтичного поведения, а также обеспечения противодействия мошенничеству и коррупции в ЧЭАЗ внедряется система конфиденциального информирования.

5.7.2. В случае каких-либо сомнений относительно законности действий работников ЧЭАЗ или его контрагентов, обоснованных сомнений по поводу коррупционных действий и иных нарушений работники ЧЭАЗ, контрагенты или любое другое лицо может обратиться в ЧЭАЗ, в том числе на условиях анонимности с сообщением о ставших ему известными фактах хищения, растраты, мошенничества, взяточничества, коммерческого подкупа, конфликта интересов, других проявлений коррупции и нарушений Антикоррупционной политики.

5.7.3. Прием обращений работников ЧЭАЗ, партнеров, контрагентов и иных (физических и юридических) лиц о возможных фактах коррупции осуществляется с использованием телефона «горячая линия», а также посредством почты, в т.ч. электронной, ящика для приема анонимных сообщений, размещенного на проходной ЧЭАЗ, и при личном приеме.

На официальных сайтах ЧЭАЗ организуется прием обращений о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками ЧЭАЗ в разделе «Социальная ответственность».

5.7.4. Лицам, предоставившим информацию, указанную в пункте 5.7.2, гарантируется отказ от применения каких-либо санкций, а равно от любых форм давления (в том числе от увольнения, преследования, любых форм дискриминации), в том числе в случаях если информация не будет подтверждена документально. Таким лицам гарантируется соблюдение мер конфиденциальности в отношении лица, уведомившего о факте коррупции, в соответствии с требованиями законодательства.

5.7.5. Лицам, отказавшимся совершить коррупционные правонарушения либо участвовать в их совершении в качестве посредника в равной степени гарантируется отказ от применения каких-либо санкций, а равно от любых форм давления (в том числе от увольнения, преследования, любых форм дискриминации).

5.8. Формирование основ законопослушного поведения работников и правовое просвещение

5.8.1. ЧЭАЗ осуществляет информационно-просветительские мероприятия для работников с целью профилактики коррупции:

- создает и совершенствует разделы «Антикоррупционная политика» и «Антикоррупционная хартия российского бизнеса» на официальных сайтах ЧЭАЗ;

- размещает информацию о мероприятиях по реализации настоящей Антикоррупционной политики в корпоративной газете «Электрик», и при необходимости в средствах массовой информации в свободном доступе;

- обеспечивает во взаимодействии со средствами массовой информации распространение позитивного опыта противодействия работниками и ЧЭАЗ попыткам коррупционного давления;

- организовывает антикоррупционные мероприятия и социальные акции;

- обеспечивает проведение повышения квалификации работников, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе двух уровней (базовый - для обучающихся впервые и повышенный - для прошедших обучение ранее);

- стимулирует работников за предоставление подтверждённой информации о коррупционных и иных правонарушениях в ЧЭАЗ;

- гарантирует, что ни один работник не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для ЧЭАЗ;

- практикует ответственность работников, в обязательном порядке подписывая соглашение о соблюдения принципов и требований Антикоррупционной политики и норм антикоррупционного законодательства;

- декларирует необходимость разработки механизмов корпоративного воздействия за совершение коррупционных и иных правонарушений.

5.9. Консультирование и обучение работников организации

ЧЭАЗ организуют обучение работников в различных формах по вопросам предупреждения и профилактики коррупции:

5.9.1. Проводит образовательные и просветительские мероприятия (инструктажи, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование работников ЧЭАЗ), направленные на информирование работников о требованиях законодательства Российской Федерации, международного законодательства о противодействии коррупции, на формирование антикоррупционного сознания работников, и разъясняет:

- понятие коррупции в государственном и частном секторе;

- ответственность за совершение коррупционных правонарушений;

- требования законодательства и внутренних документов ЧЭАЗ по вопросам предупреждения коррупции и порядка их применения;

- порядок выявления и разрешения конфликта интересов при выполнении работниками трудовых обязанностей;

- поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности, в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных организаций;

- порядок взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

5.9.2. Проводит индивидуальное консультирование работников по вопросам предупреждения и противодействия коррупции в конфиденциальном порядке.

5.9.3. Проводит с привлечением научных и образовательных организаций повышение квалификации работников подразделений, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по программам дополнительного профессионального образования.

5.10. Принятие мер по предупреждению и профилактике коррупции при взаимодействии с партнерами и контрагентами

5.10.1. ЧЭАЗ ориентировано на установление и сохранение деловых отношений с партнерами и контрагентами, которые:

- поддерживают Антикоррупционную политику;

- ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере;

- заботятся о собственной репутации;

- демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам;

- реализуют собственные меры по противодействию коррупции;

- участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.

5.10.2. ЧЭАЗ информирует партнеров и контрагентов о программах, стандартах поведения, процедурах и правилах, направленных на профилактику и противодействие коррупции путем размещения информации на корпоративном сайте ЧЭАЗ.

5.10.3. ЧЭАЗ информирует партнеров и контрагентов о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

5.10.4. ЧЭАЗ реализуют требования единого Антикоррупционного стандарта при проведении антикоррупционного контроля в закупочной деятельности.

Антикоррупционный стандарт включает проверку участников закупки/контрагентов в целях оценки уровня их благонадежности и добросовестности, урегулирование конфликта интересов, исключение аффилированности и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в ЧЭАЗ должностями.

5.10.5. В рамках проверки участников закупки/контрагентов и (или) третьих лиц, привлекаемых контрагентом для исполнения своих обязательств по договору, оценки уровня их благонадежности и добросовестности проводится работа по раскрытию структуры собственников контрагентов, включая бенефициаров, в том числе конечных, а также о составе их исполнительных органов; по проверке их репутации и длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.; по урегулированию конфликта интересов, исключению аффилированности и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в ЧЭАЗ должностями.

5.10.6. В рамках проверки для участников закупки/контрагентов устанавливаются следующие требования:

- подписание Антикоррупционных обязательств - согласие участника закупочных процедур/контрагента на соблюдение и исполнение принципов, требований Антикоррупционной политики или общепринятых норм противодействия коррупции, в том числе обязанность не совершать коррупционные и иные правонарушения;

- предоставление сведений о наличии конфликта интересов и/или связей, носящих характер аффилированности с работниками ЧЭАЗ;

- предоставление согласия на обработку персональных данных;

- подписание Антикоррупционной оговорки к договору, декларирующей принятие Контрагентом Антикоррупционной политики или общепринятых норм противодействия коррупции, и не допускающей совершения коррупционных и иных правонарушений.

5.10.7. При исполнении своих обязательств, Контрагент и ЧЭАЗ, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым законодательством, как дача (статья 291 УК РФ)/получение (статья 290 УК РФ) взятки, посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ), незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29 КоАКП РФ), а также иное противоправное деяние (действие или бездействие), обладающее признаками коррупции, за которое законом установлена дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая или административная ответственность.

5.10.8. Контрагент и ЧЭАЗ отказываются от стимулирования каким-либо образом работников друг друга, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящего работника в определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу стимулирующей его стороны (Контрагента и ЧЭАЗ).

Под действиями работника, осуществляемыми в пользу стимулирующей его стороны (Контрагент или ЧЭАЗ), понимаются:

- предоставление неоправданных преимуществ по сравнению с другими контрагентами;

- предоставление каких-либо гарантий;

- ускорение существующих процедур;

- иные действия, выполняемые работником в рамках своих должностных обязанностей, но идущие в разрез с принципами прозрачности и открытости взаимоотношений между Контрагентом и ЧЭАЗ.

5.10.9. На этапе исполнения договора осуществляется контроль за соблюдением требований договора и Антикоррупционной оговорки, в случае несоблюдения указанных требований предусматривается расторжение договорных отношений в установленном договором порядке.

5.10.10. ЧЭАЗ отказывается от стимулирования каким-либо образом работников контрагентов, в том числе, путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящими работника контрагента в определенную зависимость и направленными на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу ЧЭАЗ.

5.11. Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций

5.11.1. ЧЭАЗ принимает меры по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций в соответствии с международными стандартами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, пунктом 12 Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

5.11.2. Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций - умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки, соучастие, включая подстрекательство, содействие и пособничество, равно как и санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица, покушение на подкуп или сговор с целью подкупа иностранного должностного лица (статья 16 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, статьи 1, 2, 4, 5, 6, 9 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, статья 1 Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, пункт 12 Антикоррупционной хартии российского бизнеса).

5.11.3. Российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность физических лиц за подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций: статья 291 УК РФ (дача взятки), статья 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве, обещание или предложение посредничества во взяточничестве).

5.11.4. В соответствии с частью 2 статьи 3 Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, для юридических лиц за подкуп иностранных публичных должностных лиц предусмотрена уголовная ответственность. В случае если правовой системой страны уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, к юридическим лицам могут применяться иные виды ответственности, включая финансовые санкции.

5.11.5. Российским законодательством предусмотрена административная ответственность юридических лиц за подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций: статья 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

5.11.6. ЧЭАЗ принимает следующие меры по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций:

- при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации в случае необходимости обращаются за консультацией и поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом;

- осуществляют контроль за соблюдением работниками ЧЭАЗ требования воздерживаться от обещаний, предложений или предоставления иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества;

- обеспечивает функционирование внутренних механизмов контроля в части антикоррупционного регулирования;

- сообщает в правоохранительные органы о выявленных фактах подкупа иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций и осуществляют последующее взаимодействие (пункт 5.12 Антикоррупционной политики);

- осуществляет взаимодействие с представителями органов государственной власти и правоохранительных органов (пункты 5.12 и 5.13 Антикоррупционной политики), международных и иных организаций в целях выработки и совершенствования мер по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций в ЧЭАЗ;

- осуществляет мониторинг эффективности принимаемых мер по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (пункт 7 Антикоррупционной политики).

5.12. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции

ЧЭАЗ уделяет особое внимание вопросам взаимодействия работников с государственными служащими ввиду возникающих высоких коррупционных рисков:

5.12.1. Устанавливаются обязанности работников ЧЭАЗ воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного служащего в ситуацию конфликта интересов.

5.12.2. Принимаются меры, направленные на недопущение привлечения ЧЭАЗ к административной ответственности по статье 19.28 КоАП, в том числе, устанавливается запрет на:

- передачу, предложение или обещание от имени и в интересах ЧЭАЗ государственному или гражданскому служащему денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного служащего действия (бездействия), связанного с занимаемым им положением;

- предложение и попытки передачи проверяющим государственным и гражданским служащим любых подарков (в том числе, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей).

5.12.3. Работникам ЧЭАЗ необходимо незамедлительно сообщать, по подчиненности, генеральному директору или директору по безопасности о фактах нарушения требований к служебному поведению государственных и гражданских служащих при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в ЧЭАЗ, в том числе при возникновении ситуаций провоцирования или вымогательства взятки.

5.12.4. При нарушении государственными и гражданскими служащими требований законодательства, в т.ч. при проведении контрольно-надзорных мероприятий, работникам ЧЭАЗ необходимо руководствоваться положениями федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок обжалования решений и действия (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию и должностных лиц, в том числе досудебный.

5.13. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности ЧЭАЗ декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.

5.13.1. ЧЭАЗ принимает на себя публичное обязательство:

- сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных и иных правонарушений, о которых ЧЭАЗ стало известно;

- воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих работников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей известной им в ходе выполнения трудовых (должностных) обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного и иного правонарушения;

- не допускать неправомерное вмешательство работников ЧЭАЗ в деятельность правоохранительных органов при проведении антикоррупционных мероприятий.

5.13.2. ЧЭАЗ оказывает поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях, осуществляет сотрудничество с правоохранительными органами путем оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов:

- при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

- при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

5.14. Участие в коллективных инициативах по предупреждению и профилактике коррупции

5.14.1. ЧЭАЗ не только самостоятельно реализовывает меры по предупреждению и противодействию коррупции, но и принимает участие в коллективных антикоррупционных инициативах.

5.14.2. ЧЭАЗ принимает участие:

- в проведении мероприятий по реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса в соответствии с Положением об условиях и порядке реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса;

- в использовании в совместных договорах стандартных антикоррупционных оговорок;

- в организации и проведении совместного обучения по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

- в участии специалистов ЧЭАЗ в международных и иных антикоррупционных мероприятиях.

 6. Ответственность

6.1. К мерам ответственности за коррупционные и иные правонарушения относятся: меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, меры корпоративного воздействия в соответствии с локальными нормативными актами ЧЭАЗ.

6.2. ЧЭАЗ проводит проверки по каждому обоснованному подозрению или установленному факту коррупции в рамках, допустимых законодательством Российской Федерации.

 7. Принятие, анализ применения и пересмотр Антикоррупционной политики

7.1. Антикоррупционная политика ЧЭАЗ принимается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом АО «ЧЭАЗ» и учредительными документами дочерних обществ АО «ЧЭАЗ».

7.2. ЧЭАЗ осуществляет регулярный мониторинг хода эффективности реализации Антикоррупционной политики как своими силами, так и с привлечением других лиц в рамках своей компетенции.

7.3. ЧЭАЗ обеспечивает условия, в которых работники и другие лица могут свободно указывать на недостатки реализации Антикоррупционной политики, а также вносить предложения по ее совершенствованию.

7.4. В целях подтверждения реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса ЧЭАЗ организует заполнение и представление в ТПП РФ Декларации о соблюдении положений хартии. Результаты выполнения антикоррупционной программы отражаются в отчетности ЧЭАЗ.

7.5. Внесение изменений в Антикоррупционную политику ЧЭАЗ осуществляется в случаях:

- необходимости приведения положений Антикоррупционной политики в соответствие с изменениями в российском, применимом международном антикоррупционном законодательстве;

- изменения организационно-штатной или функциональной структуры АО «ЧЭАЗ», которые оказывают прямое воздействие на исполнение настоящей Антикоррупционной политики;

- совершенствования мер по реализации Антикоррупционной политики.

7.7. Изменения настоящей Антикоррупционной политики размещаются на официальном сайте ЧЭАЗ.

/